Основные правила, как подчиненному подружиться с боссом

Не будем говорить о том, зачем нужно найти общий язык со своим начальством и всегда находиться у него на «хорошем счету». Это и так понятно каждому, кто заинтересован в своей  должности,  повышении и размере заработной платы.  Но вот как добиться этого, знает отнюдь не каждый подчиненный. К добру  или  сожалению, но на лицо тот факт, что многие люди сами становятся причиной их неудавшейся  карьеры,  зачастую не осознавая его и обвиняя  во всех провалах  вышестоящих работников. 

Отношения начальника и подчиненного в  договоре и  в теории должны строиться только по принципу «действия – оплата», то есть работник должен выполнять свою производственную функцию, наложенную на него в обязанностях, а начальник – поощрять его за надлежащее выполнение  работ.  И ничто не должно нарушить этого механизма за исключением пунктов, предусмотренных трудовым законодательством.

Что ждет каждый начальник от своего подчиненного?

  • Исполнительности,
  • Дисциплинированности, пунктуальности,
  • Опрятности,
  • Безотказности,
  • Коммуникабельности,
  • Позитивного настроя,
  • Редко, но бывает – наличия высоких интеллектуальных навыков, инициативности и креативности.

1 Говоря о первом пункте, можно сказать, что вы должны всегда беспокоиться о выполнении вами ваших должностных обязательств. Это то, что вы  обещали делать за плату, подписывая договор.

Но могут быть случаи, когда вас попросят выполнить стороннее поручение. Не торопитесь отказываться от его выполнения. Возможно, оно поможет вам проявить себя с другой  стороны и выявить другие ваши нужные для фирмы навыки. Что вы получите, если  вы согласитесь выполнить его:

  • Ваш начальник, будет знать, что на вас можно положиться;
  • Он узнает, что кроме основных профессиональных навыков вы обладаете и другими талантами;
  • Это дополнительная работа, которая обязательно будет вознаграждена  вашим боссом (материально или словесно);
  • Заметив ваши умения, вам, возможно, в будущем предложат более выгодную должность.

Во всяком случае, плюсов от этого больше, чем минусов.

2 «Извините за опоздание» или «прошу прощения, не успел  выполнить»  - обыденные, избитые фразы для миллионов сотрудников,  представших перед своим боссом для объяснения причины своей задержки или отсутствия результатов на работе. Казалось бы, ну что здесь такого: опоздал всего на 10 минут, ну не смог какую-то мелкую деталь выяснить,  ну с кем не бывает? Мало ли причин может быть этому: пробки на дороге, ребенка в садик надо было отвезти,  автобус  долго не приезжал, задержали на улице, проспал из-за сломанного будильника, отвлекли другие поручения, занимался коллективными делами   и  тому подобное.

Но факт остается фактом – вы опоздали, а значит, вы недостаточно контролируете себя и не можете оперативно  решать возникающие перед вами проблемы. Опоздание  с психологической точки зрения воспринимается,  как халатность, безразличное отношение к своей работе. Это относится не только к опозданиям, но и необоснованным  выполнениям поручений и обязанностей.  Это не останется незамеченным вашим начальником и другими подчиненными, будьте в этом уверены. А ведь не все они ваши друзья, - кто-то хочет получить вашу должность и всячески старается представить вас в «черном цвете»,  а вы своим поведением только предоставляете ему лишний раз удобный случай покляузничать.  Не все начальники могут закрыть глаза на опоздание и неисполнительность своих подчиненных. Если ваш босс пунктуален и весьма принципиально относится к некоторым аспектам жизнедеятельности коллектива, то он обязательно будет ждать в ответ  от сослуживцев адекватной реакции и поведения. 

Что делать? Согласитесь, ведь можно было бы во многих случаях избежать опоздания,  заранее побеспокоившись  и предприняв соответствующие меры, например, завести и проверить свой будильник, с вечера приготовиться к  завтрашнему дню, пораньше лечь спать и рано встать, чтобы избежать пробок и долгого ожидания на остановке.

 Если действительно возникает серьезная ситуации, по причине которой вам не удается прийти вовремя на работу или выполнить какое-то задание,  то вы должны заранее предупредить о ней  свое начальство.  Но не злоупотребляйте этим! Иначе у вашего босса возникнет мнение, что вы просто наглеете, а  главная причина ваших отговорок – лень и ваша привычка лгать. Лишние оправдания по поводу вашей несостоятельности   обязательно станут причиной того, что вас в один день «попросят за дверь». Поэтому делайте все и приходите на работу своевременно, контролируйте  занятость вашего рабочего дня.

3 Ваш внешний вид о многом расскажет. Поэтому стоит обратить на него особое внимание.  Вы лицо компании, и она ждет, чтобы вы всегда были в лучшем виде. Следите за прической, одеждой и обувью. Не обязательно, чтобы они соответствовали последним тенденциям моды. Главное, чтобы они шли вам и были аккуратными и некричащими.   Не забывайте, что встречают всегда по одежке. Это ваш главный показатель, по которому складывается первое впечатление, а оно, как говорится, навсегда.

4 Никогда не отказывайтесь от выполнения своих обязанностей и поручений. Забудьте о слове «нет». Вокруг вас всегда должна царить рабочая атмосфера, только так вы сможете войти в число доверительных лиц вашего босса. Если вам задание, порученное им, кажется трудновыполнимым,  то всегда можно найти помощника среди своих знакомых на работе или попросить о помощи его самого. В этом нет ничего страшного.

5 Общительность – это не порок,  в меру -  она  ваш помощник в налаживании позитивных отношений с коллективом и начальством. Если вы умеете поддержать тему для разговора, общаться с клиентами и партнерами, тактично похвалить или преподнести какую-либо новость,  то это  обязательно будет замеченным и станет стимулом для вашего продвижения по службе.  Слово – это мотивация, которая требуется всем, даже маленьким детям. С древних времен ценили ораторов -  мастеров речи, которые могли  воссоединить и настроить друг против друга целые народы.  Не думаю, что многое изменилось с тех времен. Поэтому о необходимости такого качества, как коммуникабельность и говорить не стоит.

6 Больше улыбайтесь, находитесь всегда в приподнятом духе, заставьте всех поверить в то, что вы можете «горы свернуть».  Ваше состояние будет передаваться другим,  и это действительно работает.  Не нужно входить в кабинет начальника с унылым и кислым лицом,  вы не должны дать ему повод удостовериться в том, что ваши личные проблемы остро и негативно сказываются на вашем состоянии и продуктивности.

О том, как важно знать все о боссе

Но нельзя забывать о психологическом восприятии,  человеческом факторе, где  на  социальные отношения, даже служебные в первую очередь влияют  личностные представления.  Они складываются не только из оценки качеств человека, но и его естественных и приобретенных характеристик, таких, как:

  • Возраст,
  • Пол,
  • Образование,
  • Национальность,
  • Семейное положение,
  • Социальный статус,
  • Хобби или вредные привычки,
  • Внешность (лицо, рост, цвет кожи – редко, пропорции тела,   стиль одежды и аксессуаров),
  • Голосовой тембр и др.

В зависимости от  того или иного положения данных характеристик  для  построения позитивных отношений должны выбираться  подходящие приемы и методы воздействия.  Но чтобы правильно подобрать их в случае с конкретным человеком – боссом, каждому сотруднику понадобиться не только тактичность, но и внимательность.

Пример 1.

Ваш начальник по  образованию инженер по проектированию автомобилей, его любимое хобби – посещение мероприятий, связанных с автомобильными выставками и  гонками. Естественно, что он будет рад пообщаться в свободное время с человеком, имеющим  углубленное представление о типах новейших  моделей его любимой марки авто.

Пример 2.

Ваш босс – женщина, и у нее двое детей, фотографии которых она  содержит на своем рабочем столе.  Женщины более эмоциональны, это факт. Если неожиданно поздравить ее с днем рождения любимой дочурки, то  вы проявите со своей стороны приятное внимание, которое она обязательно оценит. А если передадите от своего лица небольшой подарок, то это будет выше всяких похвал.  Это будет выглядеть максимально естественно, если вы сами являетесь родителем. Можно всегда поддержать с ней разговор на тему о детях, это всегда приятно.

Пример 3.

Ваш начальник – другой национальности. Нужно не только никогда не проявлять  какой-либо неприязни  в присутствии сотрудников к культурным ценностям этой нации, наоборот, нужно  проявить к ним глубокое уважение и по мере возможности изучить их, чтобы оказаться ближе всех к вашему боссу. 

Пример 4.

Ваш начальник –  бывший спортсмен с 20-летним стажем, придерживается здорового образа жизни. Естественно, что он не одобрит наличие вашей дурной привычки курить или выпить на выходные. От одного только похмельного запашка в вашем кабинете он может подписать приказ об увольнении.   Как можно избежать таких ситуаций, думать не приходится, - бросить курить и отказаться от алкогольных воскресных вечеринок. В идеальном варианте – заняться спортом и создать себе спортивный имидж, если это разрешено рабочим регламентом.

Надеемся, что наши советы помогут вам добиться расположения вашего босса и помогут вам с карьерным ростом. Желаем удачи!

Также интересно

Еще похожие статьи

Комментарии